МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПОСОБИЕ
по СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС
Требования к уроку
|
Традиционный урок
|
Урок по ФГОС
|
Объявление
темы урока
|
Преподаватель сообщает учащимся
|
Формулируют
сами учащиеся
|
Сообщение
целей и задач
|
Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
|
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
|
Планирование
|
Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить,
чтобы достичь цели
|
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
|
Практическая
деятельность учащихся
|
Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических
задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
|
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану
(применяется групповой, индивидуальный методы)
|
Осуществление
контроля
|
Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися
практической работы
|
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля,
взаимоконтроля)
|
Осуществление
коррекции
|
Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы
учащимися осуществляет коррекцию
|
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию
самостоятельно
|
Оценивание
учащихся
|
Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
|
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание,
оценивание результатов деятельности товарищей)
|
Итог урока
|
Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили
|
Проводится
рефлексия
|
Домашнее
задание
|
Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
|
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом
индивидуальных возможностей
|
Как же подготовить современный урок?
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее добывать»
А. Дистервег
Урок -
главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и
учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество
подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется
уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его
атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы
преподаватель в ходе подготовки урока
постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и
развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок?
Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями,
значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке,
вызывало у обучающихся искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало
их творческое сознание?
Типы уроков
Типология уроков
представляет собой классификацию уроков на типы и виды (составляющие
соответствующего типа уроков) по различным основаниям. В традиционной
отечественной дидактике, как правило, используют типологии уроков по внешним
основаниям:
1.
Классификация уроков
по дидактическим целям:
- комбинированный урок;
-урок совершенствования знаний, умений, навыков;
-урок изучения нового материала;
- урок контроля;
- урок обобщающего повторения;
2. Классификация уроков по этапам формирования навыка:
- вводный урок;
- тренировочный урок;
- итоговый урок.
3. Классификация уроков по используемым приемам
активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:
- урок-практикум;
- урок-семинар;
- урок-лекция;
- урок-зачет;
- урок-игра;
- урок-конференция;
- урок-экскурсия и др.
4. Классификация уроков по способу организации общения
участников учебно-воспитательного процесса:
- урок организации работы в динамических парах или парах сменного
состава;
- урок организации работы в статистических парах или парах
постоянного состава;
- урок работы в малых группах;
- урок коллективного способа обучения.
5. Классификация уроков по приоритетно используемому
методу обучения:
- информирующий урок;
- проблемный урок;
- исследовательский урок;
- эвристический урок.
6. Классификация уроков по типу межпредметных связей:
- интегрированный урок;
- библиотечный урок;
- клубный урок;
- медиаурок.
Перечисленные типы
уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию
обучения. На основе названных типов уроков могут составляться и комбинированные
уроки. Кроме того, каждый из перечисленных уроков включает в себя
неограниченный набор вариантов их построения.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные
действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы
деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная
программа – программа формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия являются одной важнейших
частей Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены
четыре вида УУД:
- личностные
- познавательные
- регулятивные
- коммуникативные
Этапы учебного занятия
|
Образовательные задачи
|
УУД, формирующиеся на данном
этапе
|
1. Оргмомент
|
1. Организовать
актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
2. Создать
условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную
деятельность.
|
1) Регулятивные:
- волевая
саморегуляция;
2) Личностные:
-
смыслообразование (Я должен
посмотреть…)
3) Коммуникативные:
- планирование
учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.
|
2. Проверка
домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.
|
1. Организовать
актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых
знаний.
2. Зафиксировать
актуализированные способы действия в речи (повторение правил).
3. Зафиксировать актуальные
способы действия в знаках (эталоны, схемы, опора по правилам).
4. Организовать
обобщение актуализир. способов действий. Мотивировать учащихся к учебному
действию.
5. Организовать
выполнение учащимися учебного действия.
6. Зафиксировать
учебные затруднения (групповое или индивидуальное)
|
1) Познавательные:
- общеучебные
умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
2) Логические:
- анализ,
сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
- контроль и
оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
|
3. Усвоение новых
знаний и способов действия
|
Организовать
построение проекта изучения
нового знания:
1. учащиеся
ставят цель проекта (что является целью - тема).
2. учащиеся
определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...)
3. учащиеся
формулируют шага, которые необходимо сделать для реализации поставленной
цели.
|
1) Регулятивные:
- целеполагание
как постановка учебной задачи,
- планирование,
-
прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение
структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно
и произвольно строить речевые высказывания.
3) Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее
эффективных способов решения задач.
|
4. Реализация
построенного проекта и закрепление изученных способ действий.
|
1. Организовать
реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
2. Организовать фиксацию нового способа
действия в речи.
3. Организовать
фиксацию нового действия в знаках.
4. Обсуждение
возможности применения нового способа действий для решения всех заданий
данного типа.
5. Организовать
усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи
( в парах или
группах, фронтально)
|
1) Коммуникативные:
Планирование
учебного сотрудничества
2) Познавательные:
- поиск и
выделение необходимой информации
- смысловое
чтение
- построение логической цепи
рассуждения
|
5. Контроль и
самооценка знаний и способов действия
|
1. Организовать
самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ
действия.
2. Организовать
сопоставление работы с эталоном для самопроверки.
3. По результатам
выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению
нового способа деятельности.
|
1) Регулятивные:
- контроль и
коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.
2) Познавательные:
-умение осознанно
и произвольно строить высказывания.
|
6. Коррекция
знаний и способов действий
|
1. Организовать
выявление типов заданий, где используется новый способ действия.
2. Организовать
повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной
непрерывности.
|
1) Регулятивные:
прогнозирование
|
7. Подведение
итогов занятия, информация о домашнем задании.
|
1. Организовать
фиксацию нового содержания изученного на уроке.
2. Организовать
фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной
деятельности.
3. Организовать
обсуждение и запись домашнего задания.
|
1) Познавательные:
- умение
структурировать знания
- оценка
процессов и результатов деятельности
2) Регулятивные:
- волевая
саморегуляция
- осознание того,
что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
|
8. Рефлексия
|
1. Организовать
рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации,
своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками.
|
1) Коммуникативные:
- умение выражать
свои мысли
- оценивание
качества своей и общей учебной деятельности
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий