среда, марта 24

Проектный метод обучения

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Актуализация проведения проектной деятельности.
Современное образование переживает время реформ. До последнего времени преподавание в начальной школе было ориентировано на изучение ЗУНов, однако сегодня, на мой взгляд, более актуальна проблема не столько в приобретении конкретных навыков, а проблема формирования умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике.
Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.
Цели и задачи проектной деятельности
Как учитель – организатор проектной деятельности я ставлю следующие цели, обусловленные общими принципами развивающего образования:
1. Обеспечить условия для инновационного режима развития учащихся на основе проектной деятельности.
2. Создание условий для развития творческой личности, её самореализации и самоопределения.
Для достижения этих целей следует решить следующие задачи:
1. Формировать интересы, склонности учащихся к познавательной деятельности, практические умения и навыки проведения проектной деятельности.
2. Развивать интерес к познанию мира, сущности процессов.
3. Развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать это умение на практике.
4. Способствовать мотивированному выбору своей деятельности и социальной адаптации учащихся.
Условия реализации проектной деятельности:

1. Квалификация учителя–организатора как специалиста в предметной области и как специалиста по управлению проектной деятельности должна быть достаточно высокой.
2. Технические средства реализации проектной деятельности должны соответствовать поставленным целям и задачам и быть эффективно использованными.
3. Деятельность учащихся, вовлеченных в проектную деятельность, должна быть высокомотивированной.
4. Практический результат проектной деятельности (конечный продукт) должен быть востребован и практически применим в какой-либо прикладной сфере деятельности.
А также будут выполнены следующие практические действия:
1. Изучение целей и постановка задач проектной деятельности.
2. Изучение технологии, с помощью которой реализована данная проектная деятельность.
3. Изучение этапов проектной деятельности.
4. Освоение методов реализации проектной деятельности.
5. Освоение работы с техническими средствами реализации проектной деятельности.
6. Получение коммуникативных навыков, необходимых для реализации проектной деятельности.
Тогда предполагаемым результатом будет:
1. Реализация образовательных целей: приобретение практических навыков работы по получении некоего конечного продукта – практического результата проектной деятельности, реализованного с помощью неких технических средств, конкретных технологий и методических основ.
2. Реализация воспитательных и развивающих целей: осуществление творческого сотрудничества учителя и учеников, развитие самообразовательной активности учащихся, их коммуникативных и личностных качеств.
Методы реализации проектной деятельности
В современной педагоги¬ке утвердилось положение о том, что в обучении не может быть никаких универсальных методов и что в процессе его должны применяться различные методы учебной работы. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых (эвристических), проблемных методов (в период выполнения проектов), творческих по самой своей сути в сочетании с использованием также традиционных информационно-рецептивных и репродуктивных методов обучения (в период обучения технологии выполнения проекта).
Результат проектной деятельности
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми". Т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, пр.). Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Выводы
Проектную деятельность невозможно вместить в рамки отдельно отведенного урока. Здесь на первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. Повышению эффективности такой деятельности способствует быстрая реакция учителя на возникающие в ходе самостоятельной работы учащихся вопросы и проблемы, его интерес к мнению ученика. И тут, естественно, возрастает роль учителя как координатора самостоятельной работы учащегося.
Могу сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдал себя, позволил реализовать творческое сотрудничество учителя и учеников.
Совместная деятельность в ходе проведения проектной деятельности имела деловой, научный, личностный характер, предполагала совместную выработку стратегии, плана, последовательности выполнения учеником каждого этапа деятельности, не ущемляя при этом его творческих способностей. Положительная эмоциональная окраска всей совместной деятельности способствовала созданию условий для успешности учебного процесса, частью которого и являлась проектная деятельность.
Думаю, что метод проектов будет востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся.

Комментариев нет: